Ролевая игра "Химьяр"  


Предыстория: Зу Нувас - иудейский царь Химьяра
Имя «Химьяр» оставляет на языке едкое послевкусие. Имя «Земля Саба» пахнет сандаловым древом. В этом царстве у людей в жилах текла чёрная, тягучая, острая как перец кровь. Их желания были сильнее их и никогда не оставляли своих хозяев, не доведя их до самого конца. Шла постоянная резня, менялись только поводы: власть, любовь, месть, золото...вера. Главное – до конца.

Языческие кланы, христианские кланы и множество иудейских кланов – они вели себя как клубок осатаневших от жары змей. Кланы урождённых иудеев, кланы обращённых, кланы полуобращённых и обращённых для вида – вот химьярский кипящий котёл, где вместе бурлят дорогое вино, вчерашняя похлёбка и старая одежда. Как везде в то время.

Химьяр – стоянка на перекрестье караванных путей в Византию, Иран, Индию, а потому его города переполняла роскошь, а базары ломились от товаров. И – постоянная драка между семьями и кланами. Столица Тафар была завалена золотом, пряностями и дорогими тканями, царский двор сиял как ларец с драгоценностями, а в этом ларце так переплелись интриги и интересы, что постороннему и не разобраться.

Торговый город Неджран был ещё богаче, чем Тафар. Торговля с Ираном была в руках иудеев, и «благородные» Неджрана, приняв Крест, поставили на Византию и на заигрывавший с ней Аксум-Эфиопию.

Аксум - это был давний враг. Эфиопское царство веками тянуло руки к лакомому куску. Веками чёрные воины-кушиты шли через пустыню, усеивая её своими трупами, захватывали Химьяр, грабили и убивали, а потом уходили с добычей, оставляя марионеток-этнархов и гарнизоны. Приходила зима, море и пустыня соревновались, кто из них страшнее, и пока духи смерти с воплями носились над песком и водой, аксумитов и их прихвостней резали, а на древний трон садился новый сабейский царь. До следующего раза. Хотя, часто химьяритам удавалось отбить атаку, и тогда очередной эфиопский негус только бессильно ёрзал на троне, стеная об ускользнувшей поживе.

Жребий на царей в Химьяре выпадал как в кости, цари были такими же, как все, из тех же кланов, с той же горящей смолой вместо крови, и видели только цель своих желаний и себя. И ничего и никого кроме. Поэтому к Кресту, богам или Сиону шли напролом, не останавливаясь, круша всех стоящих на пути, кроша зубы и лбы о те стены, которых не могли пробить и прогрызть. Если бы тут не рождалось так много детей, этот край давно бы обезлюдел.

Химьярских царей-иудеев было трое.
Первый – Абу Кариб Асад (примерно 390-420), «повелитель Саба'', и зу-Райдана, и Хадрамаута, и Йаманата, и их арабов в горах и на равнине», воевал с Аксумом и побеждал его, что удавалось далеко не всем.

Второй – Харит Ибн Амру (примерно середина 5 века). Он держал Химьяр как птичку (чтобы ни придушить, ни выпустить), делая своё царство иудейским так непреклонно, что никто не смел ему возражать. Именно поэтому, после его смерти кланы передрались, залили Химьяр кровью, затем царство распалось на отдельные княжества и...снова стало лёгкой добычей кушитов.
Последний царь – Юсуф Асар Ясар Зу Нувас (примерно 515-525), потомок древнего царского рода по отцу и сын иудейки-рабыни. Ещё молодым он принял иудаизм. Заметим, что именно во время его правления Экзиларх Мар Зутра создал княжество Махазея в Вавилонии.

Химьяр жил в то время в перекрестье теней усыпанного драгоценными каменьями Ирана и золотой Византии. Зу Нувас же был принцем, которого искал, чтобы убить узурпатор, ставленник Аксума Ханиах Януф Зу Шанатир.
Отчаявшись покончить с принцем другими способами, он пригласил его к себе, во дворец, в ловушку, но его собственный дворец уже был переполнен заговорщиками. Зу Нувас сам убил Зу Шанатира и захватил трон, опираясь на иудейские кланы Химьяра и многочисленные языческие семьи, которым надоела власть кушитов. Тверия послала ко двору иудейского владыки своих мудрецов, несториане – своих священников. Еврейские и персидские купцы вереницей повезли в ставшее иудейским царство свои товары. Византия стала беспокойно коситься на юг, персы весело потирали руки.

Неджран скрывал в своих стенах аксумских посланцев, византийские монахи заполнили своим шёпотом его церкви. Христиане считали Неджран своим, иудеи здесь были досадным недоразумением, таким же, как Зу Нувас на химьярском троне.

Однажды ночью погиб от рук конкурентов-христиан купец-иудей. Прошло ещё немного времени, и один из «свободных» Неджрана по имени Хайан спалил одну из местных синагог.

В странах вроде Химьяра страшная вещь – ярость, страшная вещь – месть. Новый царь отдал приказ, и многие ромейские купцы были ограблены, а многие – убиты, рухнуло несколько церквей.

Ромеям путь в Химьяр был отныне заказан. Аксум оказался отрезанным от покровителя-Византии, и, почти не имея других направлений торговли, начал скрежетать зубами от ярости. Византия лишилась одной из удобнейших дорог в Индию, и тоже была весьма недовольна.

Через какое-то время негус Аксума Элесбоа собрал войска и пошёл через пустыню к Химьяру. Это был страшный переход: чуть ли не треть армии полегла в песках, но и остатков хватило, чтобы обратить Зу Нуваса в бегство. Просто тот не успел собрать настоящую армию, до одури пытаясь соединить вместе языческие кланы. Это было всё равно, что помирить пауков в одном кувшине. Его почти не пострадавшее после стычки с кушитами войско укрыли острые зубы химьярских гор. Аксумиты, как обычно поубивав и пограбив, но без особого фанатизма, убрались на родину, оставив гарнизоны в Тафаре и Неджране. Кушитов поддерживали христиане обоих городов.

Снова пришла зима. В головах у шейхов прояснело – снова проклятый Аксум правил древней Сабой! То, что Зу Нувас не смог сделать из дворца, он быстро совершил в горах, и вскоре армия была готова к бою.

Первым делом он напал на Тафар, но аксумский гарнизон и христиане-химьяриты стояли твёрдо.

Тогда Зу Нувас предложил им сдаться, обещая пропустить эфиопов на родину. Письмо отнесли два тивериадских старца и два несторианских епископа. И город сдался. 300 кушитов вышли за стены, ещё около 300 засели в церкви.

А ночью по приказу Зу Нуваса сдавшихся перебили. Затем сожгли тех, что в церкви, А потом началась резня христиан.

Затем настала очередь Неджрана. Этнарх города, Харит, получил письмо от царя с требованием всем боеспособным христианам выйти из города навстречу законному правителю. Тот подчинился, но, услышав о резне в Тафаре, христиане вернулись за стены. Штурм не удался. Даже осадные машины не помогли. Тогда Зу Нувас прибыл под стены со всеми своими военачальниками и приготовился к новому штурму. Но тут народ Неджрана не пожелал защищать чужеземцев и предателей, и сам открыл ему ворота.

И в Неджране началась резня. Руководил ею, правда, не сам царь, а его лучший полководец, язычник Зу Язан. Некоторые из убитых были, собственно, родственниками придворных Зу Нуваса, граница вер и интересов как всегда прошла по живому мясу.

Пали богатые христианские кланы Неджрана. Не поголовно, как любят описывать хроники (тогда так просто не было принято), но было убито множество женщин и детей, а всего – 770 человек.

Пали монахи города, византийские шпионы, аксумские эмиссары. Вади у стен было завалено трупами. Так воевали тут всегда, так всегда воюют люди с чёрной кровью.

А Зу Нувас правил ещё три года. Ко двору иудейского царя вновь потянулись гости из Тверии, несторианские священники, иудейские купцы со всех сторон света.

Негус задыхающегося без торговли Аксума Элесбоа три года просил у Византии корабли, чтобы не вести армию через пустыню. При мысли о пустыне его воины начинали блевать песком, и ни о каком походе не могло быть и речи.

Наконец византийцы, тоже терпевшие страшные убытки, дали аксумцам флот в 70 кораблей.

А языческие кланы Химьяра уже снова погрязли во взаимной вражде, и собрать их вместе не было никакой возможности.

Зу Нувас встретил эфиопов на коне в тёплой воде, во главе армии иудеев и немногих язычников, не давая врагам высадиться, и пал в битве.
Иудейского Химьяра не стало. На целых семьдесят лет страна была отдана кушитам, которые вели себя с такой жестокостью, что даже крестившиеся химьяриты упрашивали Византию изгнать эфиопов и принять Химьяр под своё прямое покровительство. Просили безуспешно. В благодарность за помощь негус и его двор наконец приняли Крест.

Часть химьярских иудеев остались жить в стране, некоторые из них были насильно крещены. Многие иудейские семьи и кланы бежали в Центральную Аравию, в Хиджаз, многие – в Африку. Им предстояло снова сражаться, но это уже другая история.


Дополнение к предыстории
Хиджаз

Это название похоже на тяжкий вздох. Другой конец Аравии, центр и север. Воздух полон отстранённой задумчивостью и запахом трав, сдержанность и тихое достоинство живут в шатрах и приземистых крепостцах.

Здесь, особенно в оазисе Хайбар и в Таифе, жили двадцать иудейских племён. Кто – по крови, кто - по вере. Два племени – сплошь коэны-священники (Бану-Надир и Бану-Курайза, их зовут «аль-Кахинан»). Воины, поэты, пастухи – других людей здесь просто нет. Множество иудеев владели небольшими крепостями. Арабы Ясриба были вассалами иудейских кланов. Здесь же осели переселенцы из Химьяра: сначала оплакивавшие смерть царя Харита, потом – Зу Нуваса.
Это было царство или нечто вроде того. Единая власть соединяла разбросанные крепости в одно целое. Пока иудейские кланы Химьяра имели влияние, была и тесная связь Хиджаза с Химьяром.
Именно тут жил прославленный иудейский воин и хозяин неприступной крепости аль-Аблак аль-Фард по имени ас-Самауал (Шмуэль) ибн Адийа. До наших дней он является символом доблести и верности среди арабов.

Его друг, араб, доверил ему сына и уехал в поход. Враги убили араба и окружили крепость ас-Самауала. Они захватили его сына и предложили обменять на сына друга, но тот отказался.
Однажды, двадцатитысячное бедуинское войско смело Хиджаз. Бедуины просто пришли за добычей, потому что в зубах крепостей обычно застревает богатство, как сквозь пальцы протекающее сквозь шатры. Но и после разгрома здесь по-прежнему жило много иудеев, и кланы остались, но их мощь была подорвана. Теперь они стали вассалами ясрибских арабов. Приход Мухаммада только завершил разгром, но даже ему это удалось с трудом.

И всё ещё остались люди и целые семьи, в ком не угас прежний дух.


Вводная и список возможных ролей
Вводная и список ролей скоро будут добавлены

Материалы взяты из книг:

Newby, Gordon Darnell, A history of the Jews of Arabia : from ancient times to their eclipse under Islam, 1988

Lecker, Michael, Jews and Arabs in pre- and early Islamic Arabia, 1998

Elli Kohen, History of the Byzantine Jews : a microcosmos in the thousand year empire, 2007


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
Нина Пигулевская, "Византия на путях в Индию" - о Зу Нувасе
На главную страницу
Напишите мне


 
Hosted by uCoz