Ролевая игра "Бунт горного мага"  


Предыстория: Давид Альрой или война лжемессии
Знаменитый еврейский путешественник 12 века Биньямин из Туделы писал, что в курдских горах живёт около сотни еврейских общин, и среди них есть кланы, заключившие союз с местными асассинами и выходящие вместе с ними на войну.

Дальнейшая история полна тумана, каждый пересказывает её по своему, но если вычленить главное, то получится следующее.

Примерно в 1160 году в курдском городе Амадия (или Альмедия) возле Мосула навсегда вошёл в историю молодой человек по имени Давид Альрои, Альрой (или Альруй), и сделал это довольно обычным для иудея способом: объявил себя Мессией, посланным свергнуть всех и вся, начиная с багдадского халифа, освободить Иерусалим и построить иудейское царство.

Программой минимум было автономное королевство на территории Курдистана. В доказательство своего мессианства сведущий во всех разделах магии книжник продемонстрировал различные чудеса, убедившие зрителей в его полномочиях. Причём, он не ограничился Курдистаном, а разослал свои воззвания по всей Малой Азии. Последствия этого были ужасны.

Курдские иудеи, асассины и нет, тут же встали на сторону самозванца. Прочие иудеи из Багдада и других больших городов толпами повалили в Амадию, пряча оружие под верхней одеждой. Местные курды, вечно ждущие причины для восстания, видимо, тут же присоединились к празднику. У Мосула собралась большая иудо-курдская армия под командованием молодого мага. Видимо было несколько столкновений, в которых восставшие победили. По некоторым сведениям, они даже успели захватить одну крепость.

А Багдадский халифат был слаб и шаток, ему эти курдские игрища были совсем некстати. Он вообще мог их не пережить. Поэтому у халифа не осталось другого выхода, как только поступить мудро.

Халиф связался с тестем Альрои. И предложил ему кучу денег, чтобы тот остановил заигравшегося зятя. И, заодно, предложил подумать, каким разгромом для местного еврейства может обернуться продолжение данной войны.

И тесть убил Давида, когда тот спал в его доме. Получил ли он деньги – история умалчивает. Но по некоторым сведениям бунтовщики получили прощение халифа, а общины отделались крупным штрафом.

ОТРЫВОК ИЗ "КНИГИ СТРАНСТВИЙ РАББИ ВЕНИАМИНА"

Ровно десять лет тому назад, как появился там один человек, по имени Давид Альрой 88, родом из города Амарии, ученик р. Хасдая, главы изгнанников, и р. Али, начальника академии Геон-Иаков в Багдаде. Он был очень сведущ в законе Моисеевом, в постановлениях раввинов, в Талмуде и во всех светских науках, равно знал язык и литературу измаильтян и все [155] сочинения по части магии и чародейства. Этот человек вздумал восстать против царя персидского, собрать всех евреев, живущих на горах Гафтон, идти с ними воевать против иноверцев и взять Иерусалим. Явив себя пред евреями в ложных знамениях, он сказал им: “Господь послал меня завладеть Иерусалимом и освободить вас из-под власти иноверцев”. Некоторые из евреев поверили ему и стали звать его “наш Мессия”. Царь персидский, услыхав об этом, велел позвать к себе Альроя, и когда он предстал пред ним смело и безбоязненно, спросил его: “Точно ли ты царь Иудейский?” На что Альрой отвечал утвердительно: “Да”. Тогда царь приказал немедленно взять его и посадить в тюрьму, где содержатся государственные преступники до конца их жизни; в городе Дабестане, расположенном на берегу великой реки Гозан. По прошествии трех дней, когда царь сидел и беседовал с своими министрами и вельможами о возмущении против него евреев, вдруг Давид Альрой предстал пред ним, высвободившись из тюрьмы сам, без всякой посторонней помощи. [156] Когда царь, увидав его, спросил: “Кто тебя сюда привел и кто освободил тебя?” — Давид отвечал: “Моя мудрость и мое искусство, почему я не боюсь ни тебя, ни твоих слуг!” Царь тотчас закричал: “Схватите его!” Но слуги отвечали: “Да мы его не видим, а слышим только его голос”. Когда царь сам не мог надивиться его мудрости, Давид обратился к нему и сказал: “Вот я иду своей дорогой”. По выходе его сам царь пошел вслед за ним, а за царем отправились все его вельможи и слуги и дошли до берега реки. Там Давид вынул свой платок, разостлал его на поверхности воды и стал на нем переправляться. В эту минуту все царские слуги видели, как он переплывал на платке реку, и погнались за ним в лодках, но не могли догнать и затем решили, что подобного ему чародея нет во всем свете. В этот день Давид, силою шем га-мефораша 89, прошел расстояние десяти дней и прибыл в г. Амарию, где и рассказал евреям обо всем с ним случившемся, а они все дивились его мудрости. После этого персидский царь послал к властителю всех измаильтян, калифу багдадскому, просить [157] его переговорить с князем изгнанников и начальниками еврейских академий, чтобы они отклонили Давида Альроя от подобных поступков; в противном случае он, царь, истребит всех евреев, живущих в его царстве. А как в то же время еврейские общины в Персии сильно бедствовали, то и они в свою очередь написали главе изгнанников и всем представителям академий в Багдаде письма такого содержания: “Неужели вы допустите, чтобы мы и все еврейские общины в царстве погибли на ваших глазах; удержите же этого человека, чтобы не была пролита кровь неповинная”. Тогда глава изгнания и представители академий написали Давиду следующее: “Знай, что не наступило еще время нашего искупления и знамений наших мы не видим (Пс. LXXIII, 9.), ибо не своею силою крепок человек 1 Цар. II, 9.. И так мы приказываем тебе не продолжать предпринятого тобою дела; если же не послушаешь, то отлучен будешь от сонма Израилева”. Вместе с отсылкою к Альрою этого [158] письма копии с него были отправлены к Закаю, князю евреев в земле ассирийской, и живущему там же р. Иосифу, астроному, прозванному бархан аль-фалак, с тем, чтобы они с своей стороны обратились также к Альрою. Действительно они написали ему особые письма, в которых увещевали и предостерегали его; но на все это он не обратил никакого внимания и продолжал приводить в исполнение свой преступный замысел, до тех пор пока не явился Зинеддин, царь тогармский (Т. е. тюркский, сельджукский.), вассал царя персидского. Он отправил послов к тестю Давида Альроя и предложил ему десять тысяч золотых с тем, чтобы он секретно убил своего зятя. Тот согласился и исполнил это таким образом: пришел к Давиду Альрою ночью и убил его в постели во время сна, чем и были уничтожены все предприятия его зятя. Однако этим не был утолен гнев царя персидского на евреев, живущих в горах и в остальных его владениях. Почувствовав это, евреи обратились к своему князю изгнанников с просьбою [159] прийти к ним на помощь и защитить их пред царем. Князь действительно явился к царю, которого и успел умилостивить словами мира и покорною мольбой с присоединением подарка в сто талантов золотом. Таким образом гнев царский был укрощен и страна успокоена.

http://www.drevlit.ru/texts/v/veniamin_text.php


Вводная
Вводная будет добавлена позже.


Возможные роли
Роли будут добавлены позже.

ИСТОЧЯНИКИ

«Три еврейских путешественника», из-во Гешарим, 2004.


Ccылки на другие страницы, посвященные этому кумиру
История Альроя у Биньямина из Туделы
Начало истории в моём ЖЖ-сообществе
Продолжение в ЖЖ
В Электронной Еврейской Энциклопедии
Роман Бенджамена Дизраэли "Давид Альрой" на английском


 
Hosted by uCoz